В Советском Союзе играть в шахматы без фигур было запрещено из-за больших перегрузок нервной системы. Поэтому, если хотите «разогнать» свой мозг до предела возможностей, «шахматы вслепую» – самый подходящий вариант.

«Шахматы вслепую» (Blindfold chess) – один из видов шахматной тренировки, когда партию разыгрывают мысленно в уме. На первый взгляд это может показаться чем-то нереальным, но поверьте, вы недооцениваете свои силы. Научиться играть в шахматы «вслепую» может каждый, кто уже знает, как ходят фигуры.

Для начала необходимо найти соперника. Это может быть ваш друг-шахматист либо специальный софт на компьютере, про который я расскажу позже. Если соперника нет, можете примерить на себя роль главного героя романа Стефана Цвейга «Шахматная новелла», который играл сотни партий в уме сам с собой. После такой недельной тренировки, думаю, можно смело ехать в Монте-Карло на турнир по шахматам «вслепую» с призовым фондом 200 000 €.

Для того чтобы сказать ход противнику, достаточно назвать координаты шахматного поля, на которое собираетесь пойти и название фигуры (для хода пешками, можно не прозносить «пешка»). Примерная партия: 1. е4 с5 Кf3 (конь эф три) Кс6 3. d4 cd (взятие пешками можно не указывать цифру) 4. К:d4 (конь бьет d4) и т.д. Если с этим возникают трудности, забейте в поисковик: «шахматная нотация».
Будет отлично, если в своей первой партии вы сможете удержать в уме позицию после 10 ходов (возможно, вам не помешает ознакомиться с методами мнемоники, прим Powermemory). Для отслеживания прогресса можно записывать число ходов, после которого позиция больше не сохраняется в памяти. Обычно шахматная борьба разворачивается на одном участке доски, поэтому для лучшего запоминания расположения фигур удобно разделить шахматную доску мысленно на 6 частей:

как играть в шахматы вслепую
  • 1. Ферзевый фланг белых.
  • 2. Центр белых.
  • 3. Королевский фланг белых.
  • 4. Ферзевый фланг черных.
  • 5. Центр черных.
  • 6. Королевский фланг черных.

Внимательно посмотрите на доску. Главный ориентир – это правое нижнее поле (оно всегда должно быть белым). Также ферзь «любит» свой цвет (начальное положение белого ферзя – белое поле d1, а черного ферзя – черное поле d8). Помню, первый тренер в шахматной школе просил закрыть глаза и называл координаты коня. Моей задачей было быстро называть возможные поля, на которые может пойти конь (например, конь d5 может пойти на с7,е7,f6,b6,е3,с3,b4,f4). После этого несложного упражнения мой класс игры существенно вырос.

Опцию игры «вслепую» имеют несколько компьютерных программ. Самой лучшей я считаю: Chessmaster Grand Edition, где можно быстро переключаться на доску с фигурами. Для пользователей android существует приложение Noir Chess Blocshop s.r.o. с интересными функциями угадывания цвета полей, координат диагоналей и др.

Советую найти любой шахматный учебник и пробовать разыгрывать партии без шахматной доски, запоминать позиции в уме. В любую свободную минуту вспоминайте расположение фигур и анализируйте угрозы, проигрывайте в уме варианты, стройте дерево возможных ходов. Уже после месяца тренировок вы почувствуете, на что способно ваше пространственное воображение и память!

Автор: Евгений Зайцев,
кандидат в мастера спорта по шахматам,
создатель сообщества CHESS MOTIVATION